Экспериментальная педагогика

Экспериментальная педагогика
   — направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 в.; термин предложен в начале 20 в. Э. Мейманом. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни было проведено в 1879 И.А. Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало. В 90-х гг., когда расширилась и укрепилась сеть психологических лабораторий, стали создаваться специальные психолого-педагогические лаборатории (активную роль в этом плане играли Мейман, А. Бине в Европе, С. Холл в США). Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошкольного возраста), разнообразию проблематики исследований. Объектом этих исследований был развивающийся ребёнок, состояние всех аспектов его изучения находилось на начальной стадии, и предмет исследования каждого из научных направлений не был чётко определён. Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись различные названия - детская психология, юношествоведение, педология, педагогическая психология, гигиена воспитания, Э.п. С начала 20 в. тенденция к применению эксперимента в изучении ребёнка стала всё больше нарастать и термин "Э.п." получил распространение, в т.ч. и в России. Первая отечественная лаборатория по изучению ребёнка в педагогических целях была осн. А.П. Нечаевым в С.-Петербурге в 1901. В 1910 организовано Общество экспериментальной педагогики. В 20-х - начале 30-х гг. стал широко применяться термин педология. После прекращения педологических исследований (1936) в научном обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 324)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Смотреть что такое "Экспериментальная педагогика" в других словарях:

  • экспериментальная педагогика — eksperimentinė pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis XX а. рr. atsiradusi pedagogikos kryptis, kurios atstovai bandė kurti pedagogikos teoriją, remdamiesi vien eksperimentais, atmesdami filosofiją kaip dalyką, nereikalingą ugdymo… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • экспериментальная педагогика — eksperimentinė pedagogika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pedagogikos kryptis – pedagogikos teorija, kuriama remiantis vien eksperimentais, atmetant filosofiją kaip dalyką, nereikalingą ugdymo mokslui. atitikmenys: angl.… …   Sporto terminų žodynas

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование пед.теории экспериментальным путем Возникло в кон. 19 в, когда была доказана возможность применения исследоват.эксперимента к изучению детей… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕДАГОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были немецкие психологи и педагоги В.Лай, Э.Мейман, американские. С.Холл, Э.Торндайк, русский психолог А.Я.Нечаев. Основными… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Педагогика экспериментальная —     одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги В. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А.Я. Нечаев. Основными методами …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогика экспериментальная — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Основными методами… …   Педагогический словарь

  • Музейная педагогика —     область науки, изучающая историю, особенности культурно образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. приобщение к …   Педагогический терминологический словарь

  • СССР. Общественные науки —         Философия          Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»